ПОЛНЫЙ СПЕКТР УСЛУГ В ОБЛАСТИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯСОЗДАВАЯ ПУТЬ В БУДУЩЕЕ...

Общераспространенные полезные ископаемые
Законодательство в сфере недропользования

Место для Вашей рекламы

8 (906) 092-58-05

Законодательство / Подзаконные нормативные акты федерального уровня


«Положение о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение»


Утверждено

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 года N 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.07.2006 N 460, от 22.01.2007 N 37, от 22.04.2009 N 351)


Оглавление


* * *



ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 11.02.2005 N 69


ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ЗАПАСОВ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В ПОЛЬЗОВАНИЕ УЧАСТКАХ НЕДР, ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ РАЗМЕРА И ПОРЯДКА ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА ЕЕ ПРОВЕДЕНИЕ


I. Общие положения


1. Настоящее Положение определяет порядок проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (далее - государственная экспертиза), размер и порядок взимания платы за ее проведение.

2. Государственная экспертиза проводится в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, государственного учета запасов полезных ископаемых и участков недр, предоставляемых для добычи полезных ископаемых и для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, оценки достоверности информации о количестве и качестве разведанных запасов полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность.

3. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, что представляемые геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

4. Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.

Предоставление участков недр в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации о таких участках недр.

5. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный учет осуществляется на основании заключения государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных полезных ископаемых.

6. Государственная экспертиза осуществляется на платной основе за счет пользователей недр.


II. Объекты государственной экспертизы


7. Объектами государственной экспертизы являются запасы полезных ископаемых, геологическая, экономическая и экологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.

8. Государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов (далее - материалы) по:

а) подсчету запасов полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых;
(пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 N 37)

б) технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах, коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 N 37)

в) оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых по результатам геолого-разведочных работ и переоценки этих запасов;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 N 37)

г) геологической информации об участках недр, намечаемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений для хранения нефти и газа, захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов, сброса сточных вод и иных нужд, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых;

д) подсчету запасов полезных ископаемых выявленных месторождений полезных ископаемых.
(пп. "д" введен Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 37)

9. Требования к составу и правилам оформления материалов определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.04.2009 N 351)


III. Организация проведения государственной экспертизы (за исключением участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.07.2006 N 460)


10. Для проведения государственной экспертизы заявитель направляет в адрес Федерального агентства по недропользованию:

материалы, подготовленные в соответствии с требованиями, определяемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в 4 экземплярах на бумажном носителе и в 1 - на электронном носителе;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.04.2009 N 351)

документы, подтверждающие оплату государственной экспертизы в размере, установленном в соответствии с разделом V настоящего Положения.

11. Проведение государственной экспертизы осуществляется государственным учреждением, уполномоченным Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - уполномоченное учреждение).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.04.2009 N 351)

12. Представленные материалы регистрируются Федеральным агентством по недропользованию, которое в течение 3 дней с даты регистрации проверяет их комплектность и направляет комплектные материалы для проведения государственной экспертизы в уполномоченное учреждение. Некомплектные материалы возвращаются заявителю.

13. С целью проведения государственной экспертизы уполномоченное учреждение создает экспертную комиссию. Состав экспертной комиссии формируется из внештатных экспертов и штатных работников уполномоченного учреждения. Количество штатных работников уполномоченного учреждения в составе экспертной комиссии не может превышать 30 процентов от общего числа ее членов.

Количество привлекаемых внештатных экспертов обуславливается сложностью рассматриваемых материалов.

Оплата труда внештатных экспертов осуществляется уполномоченным учреждением на договорной основе за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых в установленном порядке на обеспечение его деятельности.

Срок проведения государственной экспертизы определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных материалов, но не должен превышать 90 дней.

В случае необходимости уполномоченное учреждение вправе запросить дополнительную информацию, уточняющую материалы, представленные заявителем. При этом срок проведения государственной экспертизы может быть продлен, но не более чем на 60 дней.

14. Результаты государственной экспертизы излагаются в заключении, которое подписывается членами экспертной комиссии и в течение 5 дней с даты подписания утверждается Федеральным агентством по недропользованию.

15. При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением государственной экспертизы, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой "особое мнение". Особое мнение оформляется отдельным документом, содержащим его обоснование.

16. Заключение государственной экспертизы должно содержать выводы:

о достоверности и правильности указанной в представленных материалах оценки количества и качества запасов полезных ископаемых в недрах, подготовленности месторождений или их отдельных частей к промышленному освоению, а также их промышленного значения;

о геологической, технологической и экономической обоснованности предельных значений кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах, обеспечивающих наиболее полную и рациональную отработку (выработку) запасов месторождений при соблюдении экологических требований;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 N 37)

об обоснованности переоценки запасов полезных ископаемых по результатам геологического изучения, разработки месторождений или в связи с изменением рыночной конъюнктуры;

об обоснованности постановки на государственный баланс запасов полезных ископаемых и их списания с государственного баланса, а также внесения в этот баланс изменений, связанных с оперативным учетом изменения запасов;

о возможностях безопасного использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых;

иные выводы и рекомендации.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 37)

В случае если представленные материалы по своему содержанию, обоснованности и объему не позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологической информации об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, то заключение государственной экспертизы должно содержать указание о необходимости соответствующей доработки материалов.

17. Заключение государственной экспертизы в течение 5 дней с даты его утверждения Федеральным агентством по недропользованию направляется заявителю.


IV. Организация проведения государственной экспертизы в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.07.2006 N 460)


18. Для проведения государственной экспертизы в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, заявитель направляет в адрес органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации материалы и документы, предусмотренные в пункте 10 настоящего Положения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.07.2006 N 460)

19. Проведение государственной экспертизы в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется экспертным органом, уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный экспертный орган).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.07.2006 N 460)

20. Уполномоченный экспертный орган в течение 3 дней с даты регистрации органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации поступивших материалов проверяет их комплектность и принимает комплектные материалы к рассмотрению. Некомплектные материалы возвращаются заявителю.

21. Для рассмотрения принятых материалов уполномоченным экспертным органом создается экспертная комиссия. Состав экспертной комиссии формируется из штатных сотрудников уполномоченного экспертного органа и утверждается уполномоченным экспертным органом.

Срок проведения государственной экспертизы в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема материалов, но не должен превышать 30 дней.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.07.2006 N 460)

В случае необходимости уполномоченный экспертный орган вправе запросить дополнительную информацию, уточняющую материалы, представленные заявителем. При этом срок проведения экспертизы может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

22. Результаты государственной экспертизы в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, излагаются в заключении, которое подписывается членами экспертной комиссии и в течение 5 дней с даты подписания утверждается руководителем уполномоченного экспертного органа.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.07.2006 N 460)

23. При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением государственной экспертизы, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой "особое мнение". Особое мнение оформляется отдельным документом, содержащим его обоснование.

24. Заключение государственной экспертизы должно содержать выводы:

о достоверности и правильности указанной в представленных материалах оценки количества и качества запасов полезных ископаемых в недрах, подготовленности месторождений или их отдельных частей к промышленному освоению, а также их промышленного значения;

об обоснованности переоценки запасов полезных ископаемых по результатам геологического изучения, разработки месторождений или в связи с изменением рыночной конъюнктуры;

об обоснованности постановки на территориальный баланс запасов полезных ископаемых и их списания с территориального баланса, а также внесения изменений, связанных с оперативным учетом изменения запасов;

о возможностях безопасного использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.

В случае если представленные материалы по своему содержанию, обоснованности и объему не позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологической информации об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, то заключение государственной экспертизы должно содержать указание о необходимости соответствующей доработки материалов.
(п. 24 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.07.2006 N 460)

25. Заключение государственной экспертизы в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в течение 5 дней с даты его утверждения руководителем уполномоченного экспертного органа направляется уполномоченным экспертным органом заявителю.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.07.2006 N 460)


V. Размер и порядок взимания платы за проведение государственной экспертизы


26. За проведение государственной экспертизы устанавливается плата в размере согласно приложению N 1.

Категории месторождений по величине (объемам) запасов полезных ископаемых для определения размера платы за проведение государственной экспертизы устанавливаются согласно приложению N 2.
(п. 26 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 N 37)

26.1. За проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых комплексного месторождения плата определяется по полезному ископаемому, объем запасов которого в данном месторождении является наибольшим.
(п. 26.1 введен Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 37)

27. Плата за проведение государственной экспертизы производится пользователями недр перед представлением материалов и поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации платы за проведение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации указанной экспертизы в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
(п. 27 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.07.2006 N 460)




Приложение N 1
к Положению о государственной экспертизе запасов
полезных ископаемых, геологической, экономической и
экологической информации о предоставляемых в пользование
участках недр, об определении размера и порядка взимания
платы за ее проведение

РАЗМЕР ПЛАТЫ ЗА ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЗАПАСОВ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В ПОЛЬЗОВАНИЕ УЧАСТКАХ НЕДР

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 N 37)


Документы и материалыВид полезного ископаемого, участка недрКатегории месторожденийРазмер платы (тыс. рублей)
Документы и материалы по подсчету запасов всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезного ископаемогонефть, газуникальные800
крупные480
средние320
мелкие160
месторождения рудных полезных ископаемых и алмазовкрупные360
средние240
мелкие120
месторождения нерудных полезных ископаемых, углей и горючих сланцевкрупные180
средние120
мелкие60
россыпные месторождениякрупные90
средние60
мелкие30
месторождения общераспространенных полезных ископаемыхкрупные75
средние50
мелкие25
подземные водыкрупные160
средние80
мелкие40
эксплуатируемые одиночными скважинами для питьевого и технического водоснабжения10
Документы и материалы по технико-экономическому обоснованию коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсатанефть, газуникальные800
крупные480
средние320
мелкие160
Документы и материалы по технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов твердых полезных ископаемых в недрахместорождения рудных полезных ископаемых и алмазовкрупные360
средние240
мелкие120
месторождения нерудных полезных ископаемых, углей и горючих сланцевкрупные180
средние120
мелкие60
россыпные месторождениякрупные90
средние60
мелкие30
месторождения общераспространенных полезных ископаемыхкрупные75
средние50
мелкие25
Документы и материалы по технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов подземных водподземные водыкрупные160
средние80
мелкие40
Документы и материалы по оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых по результатам геолого-разведочных работ и переоценки этих запасов залежи углеводородного сырьянефть, газдля всех категорий месторождений оплата производится по каждой залежи30
Документы и материалы по оперативному изменению состояния запасов твердых полезных ископаемых по результатам геолого-разведочных работ и переоценки этих запасовместорождения рудных полезных ископаемых и алмазовдля всех категорий месторождений60
месторождения нерудных полезных ископаемых, углей и горючих сланцевдля всех категорий месторождений30
россыпные месторождения для всех категорий месторождений10
месторождения общераспространенных полезных ископаемыхдля всех категорий месторождений10
Документы и материалы по подсчету запасов полезных ископаемых выявленных месторождений твердых полезных ископаемыхместорождения рудных полезных ископаемых и алмазовкрупные180
средние120
мелкие60
месторождения нерудных полезных ископаемых, углей и горючих сланцевкрупные90
средние60
мелкие30
россыпные месторождениядля всех категорий месторождений30
месторождения общераспространенных полезных ископаемыхдля всех категорий месторождений25
Документы и материалы по геологической информации об участках недр, намеченных для строительства и эксплуатации подземных сооружений для хранения нефти и газа, захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов, сброса сточных вод и иных нужд, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемыхучастки недрдля всех участков недр независимо от размеров300



Приложение N 2
к Положению о государственной экспертизе запасов
полезных ископаемых, геологической, экономической и
экологической информации о предоставляемых в пользование
участках недр, об определении размера и порядка взимания
платы за ее проведение

КАТЕГОРИИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПО ВЕЛИЧИНЕ (ОБЪЕМАМ) ЗАПАСОВ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

(введено Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 37)


Полезное ископаемоеЕдиница измеренияКатегории месторождений
Крупные СредниеМелкие
1. Месторождения углеводородного сырья
Нефть и конденсат млн. тонн 60 15 - 60 15
Газ млрд. куб. метров 75 40 - 75 40
2. Месторождения рудных полезных ископаемых и алмазов
Железные руды млн. тонн 300 300 - 50 50
Марганцевые руды -"- 30 30 - 3 3
Хромовые руды -"- 10 10 - 1 1
Бериллий тыс. тонн 10 10 - 0,5 0,5
Бокситы млн. тонн 50 50 - 5 5
Вольфрам в коренных месторождениях тыс. тонн 100 100 - 10 10
Висмут -"- 15 15 - 1 1
Германий -"- 1,5 1,5 - 0,5 0,5
Кобальт -"- 15 15 - 2 2
Литий -"- 200 200 - 50 50
Медь -"- 1000 1000 - 100 100
Молибден -"- 50 50 - 5 5
Никель -"- 200 200 - 30 30
Ниобий -"- 300 300 - 50 50
Олово в коренных месторождениях -"- 50 50 - 5 5
Ртуть -"- 15 15 - 0,7 0,7
Свинец -"- 1000 1000 - 100 100
Стронций (целестин, стронцианит) -"- 500 500 - 100 100
Сурьма -"- 100 100 - 10 10
Тантал в коренных месторождениях -"- 5 5 - 0,5 0,5
Титан в коренных месторождениях млн. тонн 10 10 - 3 3
Цезий тыс. тонн 5 5 - 0,5 0,5
Цинк -"- 1000 1000 - 100 100
Цирконий млн. тонн 1,5 1,5 - 0,3 0,3
Золото в коренных месторождениях тонн 50 50 - 5 5
Серебро -"- 3000 3000 - 500 500
Платина в коренных месторождениях -"- 30 30 - 3 3
Радиоактивное сырье тыс. тонн 20 20 - 5 5
Алмазы в коренных месторождениях млн. карат 20 20 - 1 1
3. Месторождения нерудных полезных ископаемых, углей, горючих сланцев
Уголь

коксующийся

млн. тонн 300 300 - 50 50

энергетический

млн. тонн 500 500 - 50 50

бурый

-"- 1000 1000 - 100 100
Горючие сланцы -"- 1000 1000 - 100 100
Фосфориты -"- 30 30 - 10 10
Апатиты -"- 50 50 - 10 10
Борные руды

бораты

-"- 1,5 1,5 - 0,2 0,2

боросиликаты

-"- 20 20 - 5 5
Калийные соли -"- 500 500 - 100 100
Сера самородная -"- 20 20 - 2 2
Сода природная -"- 50 50 - 3 3
Соль поваренная

пищевая

-"- 300 300 - 100 100

химическая

-"- 1000 1000 - 200 200
Магниевые соли -"- 80 80 - 10 10
Сульфат натрия -"- 10 10 - 5 5
Абразивы

корунд

тыс. тонн 100 100 - 30 30

наждак

-"- 300 300 - 100 100
Асбест

хризотиловый

млн. тонн 15 15 - 2 2

антофиллитовый

тыс. тонн 40 40 - 5 5

амфиболитовый

-"- 5 5 - 0,5 0,5
Барит млн. тонн 3 3 - 1 1
Брусит -"- 5 5 - 2 2
Волластонит млн. куб. метров 3 3 - 1 1
Глины

огнеупорные

млн. тонн 25 25 - 5 5

тугоплавкие

-"- 50 50 - 10 10

бентонитовые, палыгорскитовые

-"- 15 15 - 2 2
Горные породы (для изготовления декоративно-облицовочных материалов) млн. куб. метров 5 5 - 2 2
Графит млн. тонн 15 15 - 3 3
Тальк, тальковый камень, пирофиллит -"- 5 5 - 0,5 0,5
Каолины млн. тонн 25 25 - 5 5
Бокситы (для производства -"- 10 10 - 3 3
огнеупоров)
Доломиты (для металлургической -"- 100 100 - 30 30
и химической промышленности)
Известняки -"- 150 150 - 50 50
(для металлургической, химической, стекольной, пищевой промышленности)
Кварцит -"- 30 30 - 5 5
(для динаса, ферросплавов, карбида, кремния)
Диатомит, спонголит -"- 5 5 - 1 1
Магнезит -"- 100 100 - 10 10
Мраморы -"- 2 2 - 0,5 0,5
(архитектурно-строительные, поделочные и статуарные)
Пегматиты, полевошпатовое сырье -"- 2 2 - 0,5 0,5
Эффузивные породы для производства вспученных материалов -"- 5 2 - 1 1
Формовочные материалы -"- 20 20 - 5 5
Плавиковый шпат -"- 5 5 - 1 1
Слюда - мусковит тыс. тонн 20 20 - 2 2
Слюда - флогопит и вермикулит -"- 1 1 - 0,1 0,1
Цеолиты -"- 100 100 - 0,1 0,1
Гипс, ангидрит -"- 20 20 - 5 5
Ювелирные (полудрагоценные) камни (аквамарин, аметист, берилл, бирюза, хризолит, опал благородный) килограммов 500 500 - 50 50
Ювелирно-поделочные камни (агат, жадеит, лазурит, малахит, нефрит, сердолик, чароит) тонн 900 900 - 200 200
Поделочные камни (змеевик, оникс мраморный, офиокальцит, яшма) тонн 10000 10000 - 3000 3000
Кварц жильный для плавки оптического кварцевого стекла тыс. тонн 500 500 - 100 100
Кварц жильный для оптического стекловарения млн. тонн 3 3 - 0,5 0,5
Кварц жильный для синтеза оптических кристаллов кварца тыс. тонн 100 100 - 40 40
Пьезооптическое сырье

пьезокварц

тонн 5 5 - 1,5 1,5

горный хрусталь

-"- 500 500 - 200 200

исландский шпат

-"- 8 8 - 1 1

оптический флюорит

-"- 0,5 0,5 - 0,1 0,1
Драгоценные камни (изумруд, сапфир, рубин, александрит) тыс. карат 100 100 - 10 10
4. Россыпные месторождения рудных полезных ископаемых и алмазов
Вольфрам тыс. тонн 15 15 - 1 1
Олово -"- 10 10 - 1 1
Тантал -"- 1 1 - 0,1 0,1
Титан

рутил

млн. тонн 1 1 - 0,1 0,1

ильменит

-"- 5 5 - 0,5 0,5
Золото тонн 3 3 - 0,5 0,5
Платина -"- 3 3 - 0,5 0,5
Алмазы млн. карат 5 5 - 0,1 0,1
5. Месторождения общераспространенных полезных ископаемых
Общераспространенные полезные ископаемые млн. куб. метров 5 1 - 5 1
6. Подземные воды
Пресные воды для хозяйственно-питьевого, технического водоснабжения и орошения земель тыс. куб. метров в сутки 200 200 - 30 30
Термальные воды для производства тепловой или электрической энергии тыс. куб. метров в сутки (в виде пароводяной смеси - тонн в сутки) 30 30 - 15 15
Минеральные воды (лечебные и природные столовые):

сероводородные, радоновые, кремнистые, рассолы

куб. метров в сутки 500 500 - 100 100

углекислые, железистые, содержащие органику, сульфидные, минерализованные различного состава, природные столовые

-"- 300 300 - 50 50

азотные термы

-"- 1500 1500 - 300 300
Промышленные воды для извлечения полезных компонентов тыс. куб. метров в сутки 30 30 - 15 15

--------------------------------

К крупным месторождениям полезных ископаемых относятся месторождения с запасами более указанной цифры.

К мелким месторождениям полезных ископаемых относятся месторождения с запасами менее указанной цифры.

К уникальным месторождениям нефти и конденсата относятся месторождения с извлекаемыми запасами более 300 млн. тонн.

К уникальным месторождениям газа относятся месторождения с извлекаемыми запасами более 500 млрд. куб. метров.