ПОЛНЫЙ СПЕКТР УСЛУГ В ОБЛАСТИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯСОЗДАВАЯ ПУТЬ В БУДУЩЕЕ...

Общераспространенные полезные ископаемые
Законодательство в сфере недропользования

Место для Вашей рекламы

8 (906) 092-58-05

Публикации / Экономика и Право


«Договор поручительства как способ обеспечения исполнения обязательств по государственным контрактам»


Авторы - Бахарева М.Ю. и Прончатова О.С.

Опубликовано - 21/03/2011


Аннотация - В статье рассматривается различные способы обеспечения исполнения обязательств по государственным контрактам.

Особое внимание уделено договору поручительства как одному из основных видов эффективного обеспечения обязательств по государственным контрактам. В рамках изучения данной проблемы был проведен сравнительный анализ самых распространенных способов обеспечения исполнения обязательств по государственным контрактам: банковской гарантии и договора поручительства.



ДОГОВОР ПОРУЧИТЕЛЬСТВА


В целях защиты интересов государственных и муниципальных заказчиков от рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов, Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 94-ФЗ) предусмотрен ряд механизмов, защищающих права заказчиков.

В частности законом предусматривается возможность установления со стороны заказчика требования обеспечения исполнения государственного контракта.

В соответствии со ст. 29 п. 4 Закона 94-ФЗ в редакции от 17.07.2009 N 164-ФЗ) было установлены следующие виды обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, для участников конкурса, с которым заключается контракт: безотзывная банковская гарантия, страхование ответственности по контракту или передача заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита) в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в конкурсной документации.

Участник конкурса вправе самостоятельно выбрать способ обеспечения исполнения контракта. Если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта, а победителем торгов с которым заключается контракт, является бюджетное учреждение, то предоставления обеспечения исполнения контракта не требуется.

С 02.08.2010 г., в связи с принятием ФЗ-240 от 27.07.2010г., норма об обеспечении исполнения контракта в виде страхования ответственности по контракту была отменена, т.о. остались следующие виды обеспечения исполнения государственного контракта: безотзывная банковская гарантия, выданная банком или иной кредитной организацией, договор поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, предусмотренном конкурсной документацией.

Договор поручительства в целях повышения уровня защиты интересов заказчиков от действий недобросовестных поставщиков, сокращения рисков, связанных с утратой предоставленного авансового платежа и неисполнением контрактов пополнил перечень способов обеспечения исполнения государственных (муниципальных) контрактов при проведении конкурсов и аукционов (часть 4 статьи 29 и часть 4 статьи 38 Закона 94-ФЗ), в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон 164-ФЗ).

При этом определяются требования к поручителям, перечень представляемых вместе с договором поручительства документов и порядок их оформления. Об этом было сказано в письме Министерства экономического развития от 12 августа 2009 года № 13150-АП/Д05 «Об изменениях законодательства Российской Федерации о размещении заказов».

Суть договора поручительства сводится к тому, что поручитель выступает гарантом перед кредитором другого лица в части ответственности за исполнение последним своего обязательства. Причем по договору поручительства поручитель может отвечать за исполнение должником обязательства в полной мере или частично.

Поручительство сделка двусторонняя, то есть для его заключения требуется согласие обеих сторон. Если согласие достигнуто, стороны заключают договор, причем обязательно в письменном виде. Несоблюдение данного требования ГК РФ влечет недействительность договора.

В случае если обеспечением исполнения контракта является договор поручительства, поручителем выступает юридическое лицо, государственная регистрация которого осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации и которое соответствует следующим требованиям:

  1. капитал и резервы поручителя, указанные в соответствующем разделе бухгалтерской отчетности, должны составлять не менее чем триста миллионов рублей и превышать размер поручительства не менее чем в десять раз;
  2. чистая прибыль поручителя, указанная в соответствующем разделе бухгалтерской отчетности, должна превышать не менее чем в три раза размер поручительства или размер чистой прибыли поручителя должен составлять более чем сто миллионов рублей;
  3. стоимость основных средств (в части зданий) поручителя, указанная в соответствующем разделе бухгалтерской отчетности, должна составлять не менее чем триста миллионов рублей и превышать не менее чем в десять раз размер поручительства или стоимость указанных основных средств (в части зданий) должна составлять более чем один миллиард рублей.

Данные требования к поручителю определяется по данным бухгалтерской отчетности за два последних отчетных года или, если договор поручительства заключен до истечения срока представления годовой отчетности, установленного законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, по выбору поручителя по данным бухгалтерской отчетности за два отчетных года, предшествующих последнему отчетному году.

В случае, если обеспечением исполнения контракта является договор поручительства, контракт может быть заключен только после предоставления участником конкурса, с которым заключается контракт, одновременно с договором поручительства соответствующих копий бухгалтерских отчетностей поручителя, представленных в налоговый орган в установленном порядке, а также документов в отношении поручителя, указанных в подпунктах "в" и "д" пункта 1 части 3 статьи 25 ЗАКОН 94-ФЗ и подтверждающих его полномочия. Все листы предоставляемых документов должны быть прошиты, скреплены печатью поручителя и подписаны уполномоченным лицом поручителя. Соблюдение указанных требований подтверждает подлинность и достоверность предоставленных документов, сведений поручителя».

В целом институты поручительства и банковской гарантии как форм обеспечения исполнения обязательств имеют больше общих свойств, чем существенных различий. По сути дела, институт поручительства - более демократичный инструмент как в плане широты круга субъектов поручителей, так и в плане прав поручителя на возражения против требования кредитора. Сюда же можно добавить преимущественно безвозмездный характер обеспечения и более широкий порядок прекращения срока действия.

Банковская гарантия, в отличие от поручительства, - более специализированный (по субъектному составу гарантов) институт с более жесткими условиями выполнения обязательств гаранта перед бенефициаром (что, как уже говорилось выше, определяется независимостью банковской гарантии от основного обязательства). Соответственно этому законом закреплен возмездный характер сделки. Добавим также, что ограничение субъектного состава гарантов связано с выбором потенциально более платежеспособных субъектов по сравнению с субъектным составом поручителей. И наконец, в отличие от поручительства, которое теряет свою силу при прекращении основного обязательства или его изменении с увеличением степени риска для поручителя (если в последнем случае он не согласится с этими изменениями), банковская гарантия формально сохраняет свою силу.

В связи с вышеприведенным анализом вопрос о целесообразности введения поручительства в качестве дополнительной формы обеспечения обязательств по государственным/муниципальным контрактам в рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не является актуальным, так как банковская гарантия более надежным образом обеспечивает права кредитора/госзаказчика.